Что такое дипломатия культуры – (文化外交 - Diplomacy of Culture)
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ – ИНСТИТУТ НЕБОПОЛИТИКИ
Речь небополитика Девятова А.П на круглом столе в Общественной палате РФ 31.07.19
Тема: «Культурный пояс великого чайного пути – проект российско-китайского стратегического взаимодействия»
В то время, когда судьба человечества находится на переломе мирового кризиса индустриального общества, с 2013г. проходящего в форме Третьей мировой войны нового гибридного типа, поднятая небополитиками концепция «культурного пояса великого чайного пути» (万里茶道文化带) в рамках официоза «российско-китайского стратегического взаимодействия» становится важным аспектом дипломатии культуры новой эпохи.
Рожденная в России система взглядов с дерзким именем небополитика (天缘政治教学) различает «культурную дипломатию» (Cultural Diplomacy) как сферу сотрудничества от «дипломатии культуры» (Diplomacy of Culture) как сферы противоборства.
Если дипломатия всегда выступала искусством тонкого расчета, уклончивости, изворотливости и ловкого убеждения в достижении целей политики. То дипломатия культуры новой эпохи выступает невоенным способом решения задач войны постиндустриального типа. Когда политические цели достигаются в обход и поверх традиционных средств «принуждения к миру» строптивых партнеров и одоления глобальных соперников «мягкой силой».
Старая эпоха индустриального общества характеризовалась такими определениями как «массовое производство», «массовое образование», «массовая армия», «массовая информация», «массовая культура». Это общество находится в системном кризисе выход из которого приобрел небывалые черты гибридной войны.
Новая же эпоха грядущего информационного общества по проявляющимся признакам перемен, в новом мировом порядке, в своих характеристиках утратит определение «массовое».
В созданных кризисом условиях столкновения цивилизаций Мира Запада с Миром Ислама и развернувшейся битвы мировых проектов за занятие господствующих вершин в новом мировом порядке культура приобретает качества точного направленного оружия в отстаивании интересов и навязывании ценностей своего проекта глобализации. Становится спецназом «мягкой силы».
Мягкий политический натиск ведут организации, названные в честь культурных героев глобальных проектов, такие как:
- Проект китайской мечты о создании вокруг КНР «сообщества единой судьбы человечества» (Великое Единение «Датун») продвигает глобальная сеть «Институтов Конфуция».
- Ценности христианской цивилизации латинского корня на испанском языке продвигает сеть «Института Сервантеса».
- Культурное взаимодействие с Германией на немецком языке за рубежом осуществляют центры «Института Гёте».
- Наследников Священной Римской империи германской нации вдохновляет «Шиллеровский институт науки и культуры».
- Неправительственной организацией проекта «Большая Евразия» в России призван стать «Лермонтовский институт дипломатии культуры».
Культура – это то, что выделяет человека из натуры (природы).
Культура, как и всё под Небом, имеет внутреннее содержание и внешние форма.
Небополитика как доктрина Духа Времени (интеллектуальной традиции и стиля мышления - 时代精神) в замысле глобализации по-русски делает упор, в первую очередь, на внутренне содержание культуры как единство этики, эстетики и логики сердца, а не на внешние формы проявления в наборе искусств (музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, литература, поэзия и пр.).
- Этика – это не то, что хорошо или плохо, а то, что должно, что можно и что нельзя.
- Эстетика – это чувства того, что красиво и что безобразно.
- Логика сердца различает правду от иллюзий и лжи.
При этом этику «пять выше» небополитика берет из «Уложения власти» (Великой Ясы) Чингисхана, когда Китай, Русь и народы Великой Степи жили в Едином государстве от моря до моря.
Должное в уложении выражено принципами «пять выше»:
- Духовное выше материального.
- Общее выше частного.
- Справедливость выше закона.
- Служение выше владения.
- Власть выше собственности.
А главное преступление из списка, чего нельзя, – предательство.
Великую Орду Чингисхана на витках перемен повторил и развил Социалистический лагерь Сталина. А в наши дни в рамках проекта сообщества народов единой судьбы продолжает теория «социализма с китайской спецификой новой эпохи» Си Цзиньпина.
К достижению целей глобализации по-китайски ведет стратегия «Один пояс. Один путь». При этом упор делается на экономические интересы стран и народов, вошедших в этот проект. Присоединение Евразийского экономического союза к китайскому проекту «пояса и пути» – это тоже сугубо вопрос интересов, но не ценностей.
Ценностями же, скрепляющими «сердца» народов не западных цивилизаций «Большой Евразии» остаются принципы этики «пять выше», эстетики «социалистического романтизма» и логика сердца.
То есть, для полноты, целостности и адекватности реальной политики естественному ходу перемен экономические интересы стран и народов надо сверху покрыть ценностями культуры.
Энергия Востока, которая связана с Россией, на начавшемся в 2013 г. приливе, по Закону Перемен одолевает консерватизм Центра, занятого Китаем. Поэтому возвышенные ценности культуры «Великого чайного пути» (вань ли ча дао) должны накрыть приземленные экономические интересы «пояса и пути» (и дай и лу). И так, в рамках процесса глобализации суши – в проекте «Большая Евразия» – подняться от противоборства к троичной гармонии мира.
Что же касается дипломатии культуры, то знаменем победы проекта «Новой Орды» стран и народов не западных цивилизаций у небополитиков стал лермонтовский поэтический символ тяги энергии жизни «Парус Судьбы» (命运的风帆).
No695 от 29.07.2019